Урок для подготовки к ОГЭ по математике. Обыкновенные и десятичные дроби. Вычисления.
Речь пойдёт об арифметических действиях с рациональными числами, то есть с числами, которые являются целыми:

и числами, которые можно представить в виде отношения целых:
.
Перед освоением этой темы рекомендуется повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями и действия с отрицательными числами.
Неплохо было бы помнить основное свойство дроби:
.
Когда мы вычитаем смешанную дробь, мы должны вычесть и целую часть и дробную часть.
Обычно целые части складывают или вычитают сразу, а затем занимаются дробными.

Здесь нам не удастся вычесть из
,
поэтому «займём» одну целую из
и представим её, как
:
При умножении и делении нужно переводить смешанные дроби к неправильным дробям.

если требуется выделить целую часть, то
.
Поскольку дробь
делится, - приводим её к неправильному виду.
В скобках – вычитание, поэтому там оставляем смешанные дроби.

Здесь нам придётся занять из
две целых:
, тогда
в обыкновенную.
,
мы сократили дробь:

Далее, если нам будет нужно, то мы переведём и в неправильную дробь:
.
Этот процесс можно выполнить и по-другому:
.
Нужно уметь пользоваться обоими способами, поскольку иногда удобнее один, иногда – другой.
в обыкновенную.
выполняется быстрее, чем
.
Очень быстро переводить в обыкновенные дроби «половинки», то есть числа вида
и так далее.
в обыкновенную.
- это половина от
,
а половина от
есть
,
то есть
.
И всё !
в обыкновенную.
,
поскольку
есть половина от
.
в обыкновенную.
,
как половина от
.
в десятичную.
в десятичную.
в десятичную.

Правда, обычно это делают несколько быстрее.
Поскольку эти дроби встречаются чаще всего, нужно запомнить, что
.
Тогда
.
в десятичную.
.
Нужно либо
перевести в обыкновенную дробь, либо
- в десятичную. Сделаем для сравнения и так и так.
или
Когда дробь невозможно перевести в десятичную, приходится работать только с обыкновенными дробями.
.
Дробь
нельзя представить в виде десятичной, поэтому
.
Ни
, ни
невозможно перевести в десятичные дроби, поэтому
превращаем в обыкновенную:
.
Здесь перейдём к десятичным дробям:
.
Первый способ:
Второй способ:
Здесь мы домножили и числитель и знаменатель на
,
используя основное свойство дроби.
Не правда ли, вторым способом получилось намного короче? Обычно, хотя и не всегда, так и происходит.
или по-другому:
,
правда для этого нужно помнить, что
и что
.
.
Чтобы избавиться от запятых, домножим числитель и знаменатель на
:

Конечно, можно сокращать и не передвигая запятые, но без них как-то комфортнее. Дальше для удобства будем выделять сокращаемые числа одним цветом.
.
В числителе нужно сдвинуть запятые суммарно на пять разрядов вправо, в знаменателе – на три разряда.
Поэтому домножаем числитель и знаменатель на
:
.
Теперь и в дальнейшем не станем уже так подробно, как выше, записывать сколько-то десяток в числитель и знаменатель.
Будем внимательно следить, на сколько разрядов сдвигаем запятые, и, где нужно, дописывать десятки.



домножим числитель и знаменатель первой дроби на 4
.
В знаменателе дроби вынесем число
за скобку.

Тому, кто понял все разобранные примеры, не составит труда решить какой-нибудь номер из ОГЭ. Но всё же разберём некоторые из типичных заданий.




Таким образом, отрицательны значения в 2) и 3) .

поэтому,
.
?
не переводится в конечную десятичную, будем делить 2 на 9 в столбик:

Теперь ясно, что
больше, чем
,
но меньше, чем
,
то есть лежит во
промежутке.
?
и
.
В первом случае в квадрат возводится число
,
то есть
,
а во втором - только число
,
к знаку «минус» квадрат не относится:
.
Таким же образом,
и
.
Значит, в ответ пойдёт только номер
.
.
,
поэтому
.

и числами, которые можно представить в виде отношения целых:

Перед освоением этой темы рекомендуется повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями и действия с отрицательными числами.
Неплохо было бы помнить основное свойство дроби:

Действия с обыкновенными дробями.
Пример 1.

Пример 2.

Пример 3.

Пример 4.

Пример 5.

Пример 6.

Пример 7.

Пример 8.

Пример 9.

Пример 10.

Здесь нам не удастся вычесть из





Пример 11.

Пример 12.

Пример 13.

Пример 14.

если требуется выделить целую часть, то

Пример 15.
Вычислить
Поскольку дробь

В скобках – вычитание, поэтому там оставляем смешанные дроби.

Пример 16.

Здесь нам придётся занять из



Перевод десятичных дробей в обыкновенные и обыкновенных в десятичные.
Пример 1.
Перевести десятичную дробь


Далее, если нам будет нужно, то мы переведём и в неправильную дробь:

Этот процесс можно выполнить и по-другому:

Нужно уметь пользоваться обоими способами, поскольку иногда удобнее один, иногда – другой.
Пример 2.
Перевести десятичную дробь



Пример 3.
Перевести десятичную дробь





Пример 4.
Перевести десятичную дробь



Пример 5.
Перевести десятичную дробь


Пример 6.
Перевести обыкновенную дробь

Пример 7.
Перевести обыкновенную дробь

Пример 8.
Перевести обыкновенную дробь

Правда, обычно это делают несколько быстрее.
Поскольку эти дроби встречаются чаще всего, нужно запомнить, что


Пример 9.
Перевести обыкновенную дробь

Пример 10.
Выполнить действия
Нужно либо




Пример 11.
Выполнить действия
Дробь


Пример 12.
Выполнить действия
Ни




Пример 13.
Выполнить действия
Здесь перейдём к десятичным дробям:

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Пример 1.
Выполнить действия
Первый способ:

Второй способ:

Здесь мы домножили и числитель и знаменатель на

Не правда ли, вторым способом получилось намного короче? Обычно, хотя и не всегда, так и происходит.
Пример 2.

Пример 3.




Пример 4.
Вычислить


Конечно, можно сокращать и не передвигая запятые, но без них как-то комфортнее. Дальше для удобства будем выделять сокращаемые числа одним цветом.
Пример 5.
Вычислить


Пример 6.
Вычислить

Пример 7.

Пример 8.

Пример 9.

Пример 10.


Пример 11.


Пример 12.

домножим числитель и знаменатель первой дроби на 4

Пример 13.
Вычислить



Разбор некоторых заданий ОГЭ.
Пример 1.
Найдите выражения, значения которых отрицательны:
Решение:




Таким образом, отрицательны значения в 2) и 3) .
Пример 2.
Расположите в порядке возрастания числа:
Решение:



Пример 3.
Какому из промежутков принадлежит число

Решение:
Поскольку дробь

Теперь ясно, что




Пример 4.
Найти значение выражения:
Решение:

Пример 5.
Какому из выражений равно произведение
Решение:

Пример 6.
Найдите номера выражений, значение которых равно нулю:
Решение:
Нужно понимать разницу между, например,

В первом случае в квадрат возводится число








Пример 7.
Сравнить числа
Решение:

