изменить логин/пароль
Урок для подготовки к ОГЭ по математике. Обыкновенные и десятичные дроби. Вычисления.
Речь пойдёт об арифметических действиях с рациональными числами,то есть с числами, которые являются целыми: и числами,
которые можно представить в виде отношения целых: . Перед освоением этой темы рекомендуется повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями и действия с отрицательными числами.
Неплохо было бы помнить основное свойство дроби: .
Действия с обыкновенными дробями
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
Когда мы вычитаем смешанную дробь, мы должны вычесть и целую часть и дробную часть.Пример 5.
Пример 6.
Пример 7.
Пример 8.
Пример 9.
Обычно целые части складывают или вычитают сразу, а затем занимаются дробными.Пример 10.
Здесь нам не удастся вычесть из , поэтому «займём» одну целую из и представим её, как :
Пример 11.
Пример 12.
При умножении и делении нужно переводить смешанные дроби к неправильным дробям.Пример 13.
Пример 14.
если требуется выделить целую часть, то
Пример 15.
Вычислить .Поскольку дробь делится, - приводим её к неправильному виду.
В скобках – вычитание, поэтому там оставляем смешанные дроби.
Пример 16.
Здесь нам придётся занять из две целых: , тогдаПеревод десятичных дробей в обыкновенные и обыкновенных в десятичные
Пример 1.
Перевести десятичную дробь в обыкновенную., мы сократили дробь:
Далее, если нам будет нужно, то мы переведём и в неправильную дробь: .
Этот процесс можно выполнить и по-другому: .
Нужно уметь пользоваться обоими способами, поскольку иногда удобнее один, иногда – другой.
Пример 2.
Перевести десятичную дробь в обыкновенную.выполняется быстрее, чем . Очень быстро переводить в обыкновенные дроби «половинки», то есть числа вида и так далее.
Пример 3.
Перевести десятичную дробь в обыкновенную.- это половина от , а половина от есть , то есть . И всё !
Пример 4.
Перевести десятичную дробь в обыкновенную., поскольку есть половина от .
Пример 5.
Перевести десятичную дробь в обыкновенную., как половина от .
Пример 6.
Перевести обыкновенную дробь в десятичную.Пример 7.
Перевести обыкновенную дробь в десятичную.Пример 8.
Перевести обыкновенную дробь в десятичную. Правда, обычно это делают несколько быстрее.Поскольку эти дроби встречаются чаще всего, нужно запомнить, что . Тогда .
Пример 9.
Перевести обыкновенную дробь в десятичную.Пример 10.
Выполнить действия .Нужно либо перевести в обыкновенную дробь, либо - в десятичную. Сделаем для сравнения и так и так. или Когда дробь невозможно перевести в десятичную, приходится работать только с обыкновенными дробями.
Пример 11.
Выполнить действия .Дробь нельзя представить в виде десятичной, поэтому
Пример 12.
Выполнить действия .Ни , ни невозможно перевести в десятичные дроби, поэтому превращаем в обыкновенную:
Пример 13.
Выполнить действия .Здесь перейдём к десятичным дробям:
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями
Пример 1.
Выполнить действия .Первый способ: Второй способ: Здесь мы домножили и числитель и знаменатель на , используя основное свойство дроби.
Не правда ли, вторым способом получилось намного короче? Обычно, хотя и не всегда, так и происходит.
Пример 2.
Пример 3.
или по-другому: , правда для этого нужно помнить, что и что .Пример 4.
Вычислить . Чтобы избавиться от запятых, домножим числитель и знаменатель на :Конечно, можно сокращать и не передвигая запятые, но без них как-то комфортнее. Дальше для удобства будем выделять сокращаемые числа одним цветом.
Пример 5.
Вычислить . В числителе нужно сдвинуть запятые суммарно на пять разрядов вправо, в знаменателе – на три разряда. Поэтому домножаем числитель и знаменатель на :Пример 6.
Вычислить . Теперь и в дальнейшем не станем уже так подробно, как выше, записывать сколько-то десяток в числитель и знаменатель. Будем внимательно следить, на сколько разрядов сдвигаем запятые, и, где нужно, дописывать десятки.Пример 7.
Пример 8.
Пример 9.
Пример 10.
Пример 11.
Пример 12.
домножим числитель и знаменатель первой дроби на 4Пример 13.
Вычислить В знаменателе дроби вынесем число за скобку. Тому, кто понял все разобранные примеры, не составит труда решить какой-нибудь номер из ОГЭ. Но всё же разберём некоторые из типичных заданий.Разбор некоторых заданий ОГЭ
Пример 1.
Найдите выражения, значения которых отрицательны:Решение:
Таким образом, отрицательны значения в 2) и 3) .
Пример 2.
Расположите в порядке возрастания числа:Решение:
поэтому, .Пример 3.
Какому из промежутков принадлежит число ?Решение:
Поскольку дробь не переводится в конечную десятичную, будем делить 2 на 9 в столбик:Теперь ясно, что больше, чем , но меньше, чем , то есть лежит во промежутке.
Пример 4.
Найти значение выражения:Решение:
Пример 5.
Какому из выражений равно произведение ?Решение:
Пример 6.
Найдите номера выражений, значение которых равно нулю:Решение:
Нужно понимать разницу между, например, и .В первом случае в квадрат возводится число , то есть , а во втором - только число , к знаку «минус» квадрат не относится: . Таким же образом, и .
Значит, в ответ пойдёт только номер .