изменить логин/пароль
Задачи с параметром. Квадратичная функция. Видеоуроки.
Очень многие задания с параметром сводятся к исследованию квадратичной функции

Атрибуты квадратичной функции
Старший коэффициент
Графиком квадратичной функции является парабола. Предполагается, что вам известна эта кривая, хотя бы внешне. Направление ветвей параболы - вверх или вниз - зависит от знака старшего коэффициента в её уравнении:



Дискриминант
Если квадратичная функция задаётся уравнением
,
то выражение
называется дискриминантом.
Знак дискриминанта говорит нам о количестве корней нашей функции.

То есть, о том, сколько раз её график пересекает ось 0x. Если





Не попадайтесь на это !
Теорема Виета
Если у квадратичной функции
есть корни
-
разные или совпадающие, - то
.
Мы помним, конечно, что




Верно и обратное: если для каких-то двух чисел
,
то эти числа будут корнями уравнения
.
Теорему Виета используют обычно для быстрого подбора корней квадратного уравнения.


Но и в задачах с параметром она может себя показать с лучшей стороны. При этом важно не забывать, что эта теорема "работает" только при наличии корней.
Сама по себе запись


Например, для функции
можно записать, что
,
но никакого смысла в этом нет, ведь решений система не имеет.


Модификация теоремы Виета
Есть ещё такая полезная вещь, как модификация теоремы Виета (это моё собственное название).Правда, она поможет только в случае, если вы быстро и правильно подбираете корни приведённых квадратных уравнений (у которых a = 1). Допустим, есть уравнение

Нам не нужен дискриминант, есть желание именно подобрать корни. Но подбирать их, когда


Всё ! Мы получили корни исходного уравнения. Давайте посмотрим на примерах. Решить уравнение

Вспомогательное уравнение:
, где
, его корни
и тогда
есть корни данного уравнения.
Ещё пример: решить уравнение





Вспомогательное уравнение:
, корни:


Абсцисса вершины параболы
В отличие от корней, парабола есть всегда, и у неё всегда есть вершина. Абсциссу вершины можно найти так:
Скажем, нужно понять, возрастает квадратичная функция, как в точке
m, или убывает, как в точке n.



Значение функции в точке
Очень полезный атрибут.Значение функции f в какой-нибудь точке n - то есть




Выделение полного квадрата
Сразу приведу пример.
То есть, обе буквы x удалось запихнуть в одну скобку. Такое преобразование можно сделать всегда, для любого квадратного трёхчлена. Может получиться квадрат суммы или квадрат разности. Ещё пример:



Скажем, нужно построить график квадратичной функции
.
Выделяем полный квадрат:
Тогда
Теперь мы видим, что вершина параболы будет в точке
,
парабола - стандартная (a = 1), и спокойно можем её нарисовать.





парабола - стандартная (a = 1), и спокойно можем её нарисовать.

Другое задание: найти центр и радиус окружности
.

Выделяем полные квадраты и для x и для y:




Небольшой совет перед просмотром видеоуроков:
Всегда пробуйте сначала решить сами. Так вы проверите свои навыки.Кстати, можно свериться с ответом.☺
Если у вас что-то получается - прекрасно! Можно двигаться дальше. В любом случае, кому реально интересно и что-то непонятно, - постараюсь помочь.
Мне можно написать в: Telegram и WhatsApp.
Видеоуроки
Специально выписаны задания, которые разбираются в видеоуроках.Чтобы, решая их, вы могли попробовать свои силы. И потом проверить.
В скобках указаны атрибуты квадратичной функции, которые используются в решении.
Найти значения параметра a, при которых уравнение
![]() (старший коэффициент, дискриминант) |
ответ |
Найти значения m, при которых корни уравнения
![]() (теорема Виета, дискриминант) |
ответ |
Найти значения параметра a, при которых квадрат разности корней уравнения
![]() (теорема Виета) |
ответ |
Задачи с параметром. Квадратичная функция. Урок 1. |
Найти значения a, при которых уравнения
![]() ![]() |
ответ |
Решить уравнение
![]() (теорема Виета, формула корней) |
ответ |
При каких значения параметра a уравнение
![]() (старший коэффициент, дискриминант) |
ответ |
Задачи с параметром. Квадратичная функция. Урок 2. |
При каких a один корень уравнения
![]() (теорема Виета) |
ответ |
Задачи с параметром. Квадратичная функция. Урок 3. |
Найти значения параметра a, при которых уравнение
![]() (теорема Виета, дискриминант) |
ответ |
Найти значения параметра a, при которых число 1 больше одного корня уравнения
![]() (значение функции в точке, формула корней) |
ответ |
При каких значения параметра a неравенство
![]() (старший коэффициент, дискриминант) |
ответ |
При каких значения параметра b неравенство
![]() (старший коэффициент, дискриминант) |
ответ |
Задачи с параметром. Квадратичная функция. Урок 4. |
Найти значения параметра a, при которых оба корня уравнения
![]() (значение функции в точке, абсцисса вершины параболы, дискриминант) |
ответ |
Найти значения параметра a, при которых множество значений функции
![]() ![]() (выделение полного квадрата) |
ответ |
Задачи с параметром. Квадратичная функция. Урок 5. |
Найти значения параметра a, при которых любое решение неравенства
![]() ![]() (старший коэффициент, теорема Виета) |
ответ |
Найти значения параметра a, при которых любое решение неравенства
![]() ![]() (старший коэффициент, значение функции в точке) |
ответ |
Задачи с параметром. Квадратичная функция. Урок 6. |
Найти значения параметра a, при которых уравнение
![]() (дискриминант, формула корней) |
ответ |
Задачи с параметром. Квадратичная функция. Урок 7. |

